четвер, 30 липня 2020 р.

Я предлагаю вашему вниманию статью своей коллеги, которую знаю очень много лет,- Галины Александровны Пулиной. Она говорит о наболевшем, о том, что в душе всех нормальных учителей литературы. А повод для написания- постоянное сокращение часов литературы в школе, низкий уровень читательской культуры наших старшеклассников. А  ведь литература- это, пожалуй, единственная школьная дисциплина, обращённая к душе и сердцу человека.

Лишний предмет в школьном расписании? 

Литература заставляет: читать о героях, которых никогда не было; сопереживать тем, кто никогда не существовал; верить писателям, которые жили в прошлых веках; заучивать программные (не всегда любимые!) стихи. Так нужен ли этот предмет в школе?

Я, преподаватель литературы, предлагаю поговорить о сегодняшних  старшеклассниках. Большинство из них – завтрашние студенты.  Прочитала на одном из общежитий в нашем городе: «Студенчество – будущее Украины».  Следовательно, говоря о старшеклассниках, мы говорим о будущем.

В начале семидесятых поэт Б. Слуцкий писал о них так:

 

Самые интеллигентные люди в стране –

Девятиклассники, десятиклассники.

Ими только что прочитаны классики

И еще не забыты вполне.

 

Пролетело сорок лет, и я сегодня бы поостереглась посвятить эти строки нынешним выпускникам. Интеллигентность сегодня – качество раритетное, угасающее. Потому что невостребованное.

 

Когда спрашиваешь у ребят что такое элита общества, они дружно выдают ответ: богатые люди. Не лучшие – богатые. Спорю, доказываю, убеждаю, не всегда верю, что убедила.

 

Сегодня быть образованным равнозначно   быть нагугленным. Это совсем неплохо, когда человек знает, что и где найти в сети. Но знание разрозненных фактов не есть ЗНАНИЕ.

 

А что такое знание литературы? Цифры, факты, даты, имена, названия? Да нет, конечно. ПО моему мнению, пусть ученик забудет навсегда, кем служил Андрей Болконский, сколько лет провел на каторге Раскольников, на каком языке писала письмо Онегину Татьяна, сколько дней наслаждался свободой Мцыри.

 

После чтения должны остаться в душе выжимка, конденсат, квинтэссенция произведения.

 

Хорошо, если бы старшеклассник помнил, как сдерживал слезы и гнев, когда в классе читали о забитой лошади у Достоевского, как ненавидел сестру Грегора Замзы за ее такое необременительное и недолгое сочувствие, как слушал плач скрипки Маяковского, как любовался белым платьем девушки, что «пела в церковном хоре», как восхищался Мавкой.

 

А все остальное можно узнать с помощью нажатия кнопки.

 

Что отличает нас, людей, от всех живых существ на земле? Единственное – возможность духовного развития. Если к духовной жизни, включающей религию, искусство, литературу, не будет пристального, серьезного отношения у людей, тогда, думаю, недолго нам жить на этой планете. Еще Кант говорил, что главное – «звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Забудем, отвергнем – тогда неминуема расплата. Что воспитывает душу? Сложная литература. Сложное искусство.    

 

Помните сказку про мальчика-с-пальчик? Герой, чтобы вернуться назад, домой, к себе, разбрасывал  метки. Литература – это метки. Это память народа. Это  его история. Это его духовный код. Без литературы ты бездомный, никогда не доберешься к себе. И не вспомнишь, кто ты и где твое начало.

 

В  замечательной статье П. Минкина  есть такие слова:

«10 кг (три романа  Достоевского, три —  Толстого, три пьесы Чехова) – вот чем завоевана планета. А не триллионом нефти, танками, телевизором, золотом.

 

Преподавать литературу сегодня стало легче и сложнее. Легче, потому что любой текст – к твоим услугам.  С помощью Интернета на уроке можно показать кинофильм, побывать на телеспектакле, посетить музей или родной город писателя. Нет ограничений возможностям учителя.

 

Читатель, вероятно, ждет слова НО. Не обману ожидания. Но!

Доступность любого текста не означает желания встречи с этим текстом. Сложность Толстого или Достоевского для тех, кто с детства книжку в руки не взял, а родители ее не вложили, — часто неодолимая преграда на пути к встрече с писателем.  Чтобы понять Цветаеву, нужно стать с ней вровень, дотянуться до ее высочайшего уровня.Кому? Кто с детства только тычет пальчиком в экран, разглядывая гламур и слушая попсу?

 

Проникновенность Есенина, одиночество Кафки, гордость Ахматовой, бунтарство Хемингуэя   — все это часто не вписывается в мир растущего потребителя. Мы воспитываем эгоистичных  и самовлюбленных людей, которые искренне не понимают поэзии,  не привыкли делать усилия над собой, не в силах понять другого, прийти к мысли, что его позиция не единственно правильная.

 

Когда говорю своим ученикам, что экзамен по литературе (сочинение) раньше длился 6 часов, они недоуменно вопрошают: а о чем можно писать 6 часов? Теряюсь: что, раньше дети были умнее? Или все-таки обязанность что-то написать (а значит, и продумать) так или иначе заставляла старшеклассников вникать в произведение, читать его? Так что, виной всему ЗНО? Обводи в кружки правильные ответы – и ты студент!

 

Но и этого мало. ЗНО по зарубежной литературе отменено. За ненадобностью.  И понимают наши разумные дети, что чтение – это так необязательно! Вот и дяди из министерства это подтверждают.  

Профессор и великая умница Т.В. Черниговская в одной из своих лекций сказала, что миллионы лет развивался человеческий мозг: от амебы до Канта. Поэтому нельзя свернуть работу всех сил природы, всех цивилизаций, читая, к примеру, только журнал «Лиза».  Значит, ты тупиковая ветвь?  Сознание образовывается и развивается от чтения умных книг, разговоров с умными людьми, слушания умной и прекрасной музыки. 


                                                                         Пулина Галина Александровна