Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать:
авторов, названия, национальную принадлежность прочитанных произведений;
общие сведения о литературных эпохах и художественных направлениях в контексте
мировой культуры;
сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий
в изученном произведении;
идейно-тематическую направленность, проблематику, особенности композиции
прочитанных произведений;
характерные особенности лирических, эпических, драматических произведений;
основные признаки изученных теоретических понятий: оригинал, перевод, эпическая
поэма, сонет, классицизм, романтизм, реализм как художественные направления,
романтический герой, байронизм и байронический герой, роман в стихах,
социально-психологический роман.
тексты, рекомендованные
программой для заучивания наизусть;
Учащиеся должны уметь:
правильно, осознанно, бегло и выразительно читать изученные художественные
произведения (в том числе наизусть), учебные и научно-популярные тексты и
понимать прочитанное;
раскрывать идейно-тематическую направленность и своеобразие изученного
произведения;
выявлять и объяснять роль
изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-тематического
содержания произведения;
давать общую характеристику литературным эпохам и художественным направлениям в
контексте мировой культуры;
определять и аргументировать жанрово-родовую принадлежность изученного
произведения;
владеть различными видами пересказа;
давать устную и письменную характеристику героев (индивидуальную,
сравнительную, групповую) изучаемого произведения;
составлять все виды планов (простые, сложные, цитатные, комбинированные):
к тексту (фрагменту) изучаемого эпического произведения,
индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики героев;
собственного устного или
письменного высказывания;
сопоставлять произведения русской, зарубежной и украинской литературы для
выявления сходства нравственных идеалов и национального своеобразия их
художественного воплощения;
сравнивать изученное произведение литературы с его интерпретациями в других видах
искусства с выражением собственного восприятия и отношения;
участвовать в инсценировании
драматического художественного произведения;
строить устные и письменные высказывания, принимать участие в диалоге и
полилоге в ходе изучения художественного произведения;
участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению,
толерантно относиться к иной точке зрения, аргументированно отстаивать свою
позицию, с учётом мнения оппонента;
высказывать собственное
обоснованное суждение об актуальности и популярности изученного художественного
произведения в наши дни;
составлять устный и письменный отзыв (рецензию) о художественном произведении,
кинофильме, спектакле, актерском исполнении;
подготовить устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному
произведению;
писать эссе по изучаемым произведениям на основе жизненных впечатлений;
подготовить сообщение,
реферат на литературную тему по одному или
нескольким
источникам.
Учащимся 9-ых классов
Для заучивания наизусть
М.Басё. 2-3 хайку (по выбору
учащихся).
Ф.Петрарка. Один сонет (по
выбору учащихся).
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
(один монолог по выбору учащихся)
А.С. Пушкин. 2 стихотворения и
отрывок из романа "Евгений Онегин" (по выбору учащихся).
М.Ю. Лермонтов. Одно-два стихотворения (по выбору учащихся).
Основные виды устной и
письменной речи учащихся 9 класса:
- осознанное, беглое чтение
вслух и про себя текстов художественных произведений, учебных, научных,
публицистических, использование различных видов чтения (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.);
- выразительное чтение
произведений с соблюдением норм литературного произношения; - различные виды пересказа
(краткий, выборочный, подробный (близкий к тесту), от имени персонажа, с
комментарием, с творческим заданием);
- устные и письменные ответы на
проблемные вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- устные монологические высказывания
и участие в диалоге и полилоге в ходе изучения художественного произведения;
- различные высказывания с
использованием выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица,
схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- участие в инсценировании
драматического художественного произведения;
- составление простых, сложных
и цитатных планов к тексту (фрагменту) изучаемого произведения;
- составление индивидуальной,
сравнительной, групповой характеристики героев;
- устная и письменная
характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая) изучаемого
произведения;
- заучивание наизусть
стихотворных и прозаических текстов;
- составление собственного
устного или письменного высказывания на литературную тему;
- устный и письменный отзыв
(рецензия) о художественном произведении, кинофильме, спектакле, актерском
исполнении;
- устное и письменное
сочинение-рассуждение по изученному произведению;
- написание эссе по изучаемым
произведениям на основе жизненных впечатлений;
- составление тезисов,
конспектов литературно-критических статей;
- подготовка сообщений и
рефератов на литературную тему.