субота, 2 листопада 2019 р.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать:
 авторов, названия, национальную принадлежность прочитанных произведений;
 общие сведения о литературных эпохах и художественных направлениях в контексте мировой культуры;
 сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;
 идейно-тематическую направленность, проблематику, особенности композиции прочитанных произведений;
 характерные особенности лирических, эпических, драматических произведений;
 основные признаки изученных теоретических понятий: оригинал, перевод, эпическая поэма, сонет, классицизм, романтизм, реализм как художественные направления, романтический герой, байронизм и байронический герой, роман в стихах, социально-психологический роман.
 тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть;

Учащиеся должны уметь:
 правильно, осознанно, бегло и выразительно читать изученные художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и научно-популярные тексты и понимать прочитанное;
 раскрывать идейно-тематическую направленность и своеобразие изученного произведения;
 выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
 давать общую характеристику литературным эпохам и художественным направлениям в контексте мировой культуры;
 определять и аргументировать жанрово-родовую принадлежность изученного произведения;
 владеть различными видами пересказа;
 давать устную и письменную характеристику героев (индивидуальную, сравнительную, групповую) изучаемого произведения;
 составлять все виды планов (простые, сложные, цитатные, комбинированные):
 к тексту (фрагменту) изучаемого эпического произведения,
 индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики героев;
 собственного устного или письменного высказывания;
 сопоставлять произведения русской, зарубежной и украинской литературы для выявления сходства нравственных идеалов и национального своеобразия их художественного воплощения;
 сравнивать изученное произведение литературы с его интерпретациями в других видах искусства с выражением собственного восприятия и отношения;
 участвовать в инсценировании драматического художественного произведения;
 строить устные и письменные высказывания, принимать участие в диалоге и полилоге в ходе изучения художественного произведения;
 участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения, аргументированно отстаивать свою позицию, с учётом мнения оппонента;
 высказывать собственное обоснованное суждение об актуальности и популярности изученного художественного произведения в наши дни;
 составлять устный и письменный отзыв (рецензию) о художественном произведении, кинофильме, спектакле, актерском исполнении;
 подготовить устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению;
 писать эссе по изучаемым произведениям на основе жизненных впечатлений;
 подготовить сообщение, реферат на литературную тему по одному или

нескольким источникам.

               Учащимся 9-ых классов


Для заучивания наизусть
М.Басё. 2-3 хайку (по выбору учащихся).
Ф.Петрарка. Один сонет (по выбору учащихся).
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (один монолог по выбору учащихся)
А.С. Пушкин. 2 стихотворения и отрывок из романа "Евгений Онегин" (по выбору учащихся).
М.Ю. Лермонтов. Одно-два  стихотворения (по выбору учащихся).

Основные виды устной и письменной речи учащихся 9 класса:
- осознанное, беглое чтение вслух и про себя текстов художественных произведений, учебных, научных, публицистических, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- выразительное чтение произведений с соблюдением норм литературного произношения; - различные виды пересказа (краткий, выборочный, подробный (близкий к тесту), от имени персонажа, с комментарием, с творческим заданием);
- устные и письменные ответы на проблемные вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- устные монологические высказывания и участие в диалоге и полилоге в ходе изучения художественного произведения;
- различные высказывания с использованием выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- участие в инсценировании драматического художественного произведения;
- составление простых, сложных и цитатных планов к тексту (фрагменту) изучаемого произведения;
- составление индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики героев;
- устная и письменная характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая) изучаемого произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- составление собственного устного или письменного высказывания на литературную тему;
- устный и письменный отзыв (рецензия) о художественном произведении, кинофильме, спектакле, актерском исполнении;
- устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению;
- написание эссе по изучаемым произведениям на основе жизненных впечатлений;
- составление тезисов, конспектов литературно-критических статей;
- подготовка сообщений и рефератов на литературную тему.